Главная -> Cтатьи -> ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

Платные услуги с точки зрения совершенствования социального образа жизни позволяют увеличить свободное время населения и использовать его в зависимости от своих потребностей, а также создавать или улучшать жизненную среду. Особое место среди платных услуг занимают бытовые услуги, составляющие большую часть расходов населения. Их социальную значимость трудно переоценить, и даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено нести расходы, связанные с оплатой бытовых услуг.
Определим степень социальной значимости видов бытовых услуг для различных социальных (с точки зрения доходов) групп населения.
Это потребности:
- в ремонте и изготовлении обуви и одежды (в меньшей степени это касается изготовления модных изделий);
- в ремонте бытовой техники (холодильники, телевизоры);
- в ремонте и строительстве жилищ;
- в проведении траурных ритуалов;
Наиболее значимыми услугами были названы парикмахерские и ремонт обуви. Эти виды услуг как социально значимые назвали 62% респондентов. Далее в порядке убывания отмечены услуги фотоателье и фото- и кино лабораторий - 50,5%, ремонт и строительство жилья - 46,9%, техобслуживание и ремонт транспортных средств - 40,5%, ремонт бытовых машин и приборов - 38,4%, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры отметили 37,3% респондентов. Однако перечень первоочередных услуг в различных доходных группах населения неодинаков. Если для малообеспеченных слоев наиболее важными являются услуги парикмахерских, ремонт обуви, бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, транспортные услуги, то для респондентов высокодоходной категории - это ремонт и строительство жилья, обслуживание и ремонт транспортных средств, услуги парикмахерских, фотоателье, фото и кинолабораторий.
Как показало обследование, несмотря на высокую социальную значимость, не все услуги доступны потребителю. Причинами этого являются и недостатки в организации оказания услуг, и сложность экономической ситуации и др. Ряд причин объясняются отсутствием маркетингового подхода в организации предоставления услуг, культуры обслуживания, профессионализма исполнителей. Другие причины связаны с последствиями структурных изменений в экономике. Наиболее существенными, как выявило обследование, оказались следующие: - высокий уровень цен на услуги (или несоответствие цен качеству). Имеет наибольшую значимость при отказе от потребления услуг по ремонту и строительству жилья, ремонту обуви, пошиву швейных изделий, парикмахерских услуг, химчистке и крашению одежды; - отсутствие во многих районах города предприятий, предоставляющих услуги проката, пошива обуви, ремонта трикотажных изделий, прачечных, ремонта бытовых машин и приборов; - неудобство территориального расположения предприятий негативно отражается на уровне потребления услуг по ремонту обуви, бытовых машин и приборов, услуг фотоателье, ремонту швейных, меховых и кожаных изделий; - неудобный режим работы назван большинством респондентов в качестве главной причины, снижающей частоту потребления таких услуг, как прокат, парикмахерские, ремонт обуви; - низкое качество обслуживания явилось причиной отказа от услуг по ремонту обуви, химической чистке, пошиву одежды, ремонту бытовых машин и приборов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонту швейных изделий и мебели, парикмахерских услуг, проката. Для развития рынка бытовых услуг необходимы следующие условия: личный интерес индивида, свобода предпринимательства, конкуренция, свободное ценообразование, правовые и экономические гарантии . Формирование и развитие рынка бытовых услуг зависит от таких факторов, как уровень профессиональной подготовки и квалификации работников, уровень развития техники и технологии, сырьевой потенциал, спрос на бытовые услуги, налоговый режим и уровень дотаций, а также фактора времени. Среди многочисленных условий и факторов функционирования рынка бытовых услуг "личный интерес индивида" тождественен собственно спросу на ту или иную услугу. Нерешенность каких-либо вопросов, игнорирование мнения потенциальных клиентов, необоснованное завышение цен на услуги являются серьезным препятствием развитию весьма привлекательного бизнеса на рынке услуг.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ


 






Смотрите также: